Вид с горы на основной комплекс монастыря, главную площадь.

Монастырь Судокса (수덕사 修德寺)находится на южном склоне горы Токсун-сан, в провинции Чунчомнам-до Южной Кореи. Его главный холл Будды (тэунджóн), возведенный в 1308 г. во времена династии Корё является старейшим деревянным сооружением в стране. Сам монастырь основан где-то в 600 г.

Судокса

Главная площадь (мадан) монастыря Судокса.

Сейчас это один из известнейших монастырей Кореи. Один их пяти главных монастырей буддийского монашеского ордена Чоге (Тондоcа, Хеинcа, Сонгванcа, Судокcа и Пекянcа) под контролем которых находится множество небольших храмов, монастырей и залов медитации.

Судокса

Ворота тишины внутри монастыря.

А в начале XX в. это был небольшой женский монастырь, до которого нужно было добираться два дня пешком от ближайшей железнодорожной станции. Свою известность он получил во время японской оккупации благодаря знаменитому в корейской истории дзэн-мастеру Ман Гонгу, одному из прадедов в линии передачи Учения Школы Кван Ум.

Судокса

Защитники стоящие у ворот храма.

Дзэн-мастер Ман Гонг после того, как он получил инку от дзэн-мастера Кён Хо (в 1905 г.) построил небольшой павильон над женским монастырем, почти у самой вершины. В котором жил и практиковал.

Его слава стала распространяться по Корее и притягивать тысячи учеников. Он был пионером в обучении дзэн монахинь и мирян. Вскоре он построил под самой вершиной зал медитации Чонхеса, для старших учеников. И до сих пор это один из самых известных залов для монахов Дзэн.

Судокса

Домик дзэн-мастера Ман Гонга.

В это время японское оккупационная администрация пыталась поставить под контроль корейский буддизм и затем ассимилировать. Одним из способов это сделать было решение заставить корейских монахов следовать правилам японского буддизма. Постепенно, год за годом японцы вводили свои правила и порядки. Главное правило было, — монахи должны оставить обет безбрачия. В 1937 г. японский губернатор Минами Джиро собрал всех настоятелей крупных храмов, около 30 человек, и сказал: «Итак, корейскому буддизму будет лучше следовать японскому более строго и сотрудничать с ним более плотно. Вам стоит оставить свом предрассудки и разрешить монахам жениться».

Судокса

Внезапно, Ман Гонг поднялся со своего места и подошел к губернатору. Стукнув кулаком по столу, за которым тот сидел, он крикнул «КАТЦ!». Затем он произнес: «Вселенная окончательной Истины изначально пуста и чиста. Так откуда берутся земля, горы и реки?» Губернатор и присутствующие аббаты были шокированы. Вести себя так с японским военным чином было равнозначно самоубийству. Ман Гонг продолжал: «По какой причине корейский буддизм должен следовать за японским? Любой, кто заставляет монахов оставить обеты идет прямиком в самый страшный ад!».

Губернатор, будучи и сам последователем дзэн, был впечатлен самоотверженностью монаха, этой бесстрашной вспышкой, тогда как все остальные всегда выполняли его предписания бесприкословно. И разрешил Ман Гонгу с учениками следовать своим обетам.

Судокса

Монахи монастыря Судокса принимают обеты Бодхисаттвы.

Вторая история про дзэн-мастера Ман Гонга.

Однажды японский офицер пришел в монастырь Судокса и осматривая его закурил сигарету прямо на главной площади (мадан). Мимо проходил Ман Гонг с вязанкой хвороста и он спросил офицера:
— Почему ты куришь тут? Разве ты не знаешь, что курить в монастыре нельзя?
Офицер обвел вокруг взглядом, развел руками и ответил:
— А я не вижу, что б где-то было написано об этом.

В ответ на это, Ман Гонг плюнул в лицо офицера и сказал:
— А я не вижу, что б на твоем лице было написано, что плевать нельзя!

Судокса

Медитация сидения.

 Офицер не то, что бы опешил. Это было полностью за гранью чего либо возможного. Мало того, что любой японский военный обладал абсолютной неприкосновенностью и непререкаемым уважением. Так еще и у каждого офицера на поясе висел офицерский меч, которым он имел полное право воспользоваться без всяких объяснений.Однако, японцы в основном тоже буддисты и в глубине души он понял недопустимость своего поступка и был поражен бесстрашием и ясностью этого корейского монаха.

Офицер быстрым шагом покинул монастырь. Он вернулся под покровом ночи, что бы никто не видел, как японский офицер разговаривает с корейским монахом. Офицер извинился и спросил:

— Что я могу сделать для вас?
— Я хочу, что бы ни один японский солдат больше не появлялся в этом монастыре.
— Хорошо. Я сделаю это.

Судокса

Место для практики поклонов перед скульптурой бодхисаттвы Квансеум Босаль в монастыре Судокса.

После окончания оккупации монастырь Судокса стал центром возрождения традиционного корейского буддизма. Несколько тысяч монахов и монахинь проходили обучение под руководством дзэн-мастера Ман Гонга. В том числе несколько учеников которым он дал передачу Дзэн. И один из них, дзэн-мастер Ко Бонг, впоследствии учитель дзэн-мастера Сунг Сана.

Судокса

Речь Дхармы ведущего учителя перед началом 3-х месячного ретрита (кёлче)

Судокса, один из корейских монастырей, с которым связана история Школы Дзэн Кван Ум. Монастырь, где дзэн-мастер Сунг Сан получил первое подтверждение своего постижения от дзэн-мастера Чун Сона.

После 100-дневного одиночного ретрита, в течиние которого, молодой еще тогда монах Хэн Вон Суним (монашеское имя дзэн-мстера Сунг Сана), пережил глубокое озарение и сел в стодневную медитацию «кёлче» в монастыре Судокса, где научился языку Дзэн и коановым поединкам. Зимой он стал ощущать, что монахи недостаточно усердно занимаются практикой, поэтому он решил помочь им. Как-то ночью, когда он был караульным, он вынес из кухни все горшки и кастрюли и расставил их кружком в переднем дворе. Следующей ночью он перевернул Будду на главном алтаре лицом к стенке, а чашу для сжигания благовоний, которая была национальным достоянием, повесил на персиковое дерево в саду. На второе утро весь монастырь гудел как улей. Ходили слухи о сумасшедших грабителях или о богах, сошедших с гор, чтобы предупредить монахов, что их практика должна быть более усердной.

На третью ночь Сунг Сан прошел на половину монахинь, взял их обувь и поставил перед комнатой дзэн-мастера Док Сана. Однако на этот раз одна из монахинь проснулась, не нашла своей обуви, подняла тревогу, разбудив всех, и Сунг Сан был схвачен. На следующий день он был приведен на суд. Поскольку большинство монахов проголосовало за то, чтобы дать ему еще один шанс исправиться (все монахини единодушно были против него), он не был изгнан из монастыря. Однако он должен был принести формальные извинения всем старшим монахам.

Сначала он пришел к Док Сану и поклонился. Док Сан сказал: «Работай хорошенько».

Затем он пошел к старшей монахине. Она сказала: «Вы, молодой человек, внесли в монастырь слишком много хаоса».

Сунг Сан засмеялся и сказал: «Весь мир уже полон хаоса. Что я могу поделать?» Она не нашлась, что ответить.

Следующим был дзэн-мастер Чун Сонг, который был известен своими дикими поступками и непонятным языком. Сунг Сан поклонился ему и сказал: «Я убил всех Будд прошлого, настоящего и будущего. Что мне делать?»

Чун Чонг сказал: «Ага!» и заглянул в глаза Сунг Сана. Затем спросил: «Что вы видите?»
— Вы уже понимаете.
— Это все?
— Снаружи, за окном кукует кукушка.

Чу Сон, рассмеявшись, сказал: «Ага!» Он задал еще несколько вопросов, на которые Сунг Сан легко ответил. Наконец, Чун Сон вскочил и затанцевал вокруг Сунг Сана, выкрикивая: «Ты просветлен! Ты просветлен!». ¹)

Судокса

Дзэн-мастер Сунг Сан с иностранными учениками после 3-х месячного ретрита (кёлче)

Впоследствии, много иностранных монахов из Школы Дзэн Кван Ум проводили здесь трехмесячные ретриты вместе с дзэн-мастером Сунг Саном. И до сих пор продолжают учиться и практиковать медитацию.

В Судокса находится монашеский колледж (канвон), в котором проходят обучение начинающие монахи. Так же, один из известнейших залов медитации Чонхэса, куда стремятся попасть для практики монахи со всей Кореи.

Судокса

Монахи учащиеся в колледжа (канвон) монастыря Судокса.

Сейчас Судокса это крупный монастырский комплекс с одним из лучших в Корее парков куда каждый день приезжают как множество буддистов, так и тысячи туристов просто погулять по горам и полюбоваться монастырем.

По всей горе разбросано много небольших павильонов, где монахи живут в уединении и продолжают свою практику.

Судокса

Центральная аллея монастыря Судокса.

Судокса

Жилые дома монахов монастыря Судокса.

Судокса

Вид на долину с центральной площади монастыря Судокса.

Кым Ган Суним © 2018
1) «Посыпание Будды пеплом» © Пер. с англ.: Мьонг Гонг Суним