Дзэн-мастер Сун Сан вспоминает своего учителя

Глава из книги «Желание просветления — большая ошибка»
Учение дзэн-мастера Сун Сана.

Дзэн-мастер Ко Бон был одним из величайших монахов Дзэн ХХ века. Он получил инку от великого дзэн-мастера Ман Гона, и только его наследие Дхармы открыло корейский Дзэн всему миру. Однако, большинство современников весьма мало знали об этом сильном и загадочном монахе. Да и сейчас о нем немного известно. Он редко давал публичные речи Дхармы и не принимал в ученики запросто, а те, кого он принимал, зачастую могли немного сказать о его повседневной жизни.
В середине 80-х дзэн-мастер Сун Сан дал интервьюеру несколько историй о том, что это значит — практиковать с выдающимся монахом.

“Мой учитель, дзэн-мастер Ко Бон, происходил из аристократической семьи. Он был очень строгий и правильный в обучении. Если он видел неровную свечу, обязательно выправит ее. Увиденное пятнышко грязи должен был обязательно вытереть. Он не имел своего монастыря и люди должны были приглашать его к себе, чтобы он пришел и учил их. Ко Бон Суним всегда имел с собой длинную бамбуковую палку, выходил на середину комнаты для медитации, и если вы сидели не строго прямо или дремали, то получали сильный удар по телу между плечом и основанием шеи. Его манера была очень, очень жесткой! Он никогда не говорил о себе, ни в какой ситуации. Все истории о нем мы знаем от других людей. Обычно он хранил молчание. Если люди хотели, что бы он заговорил, они должны были дать ему бутылку рисового вина. Он не давал речей Дхармы, если сначала не выпил. Затем он говорил ─ коротко, но очень мощно. Его истории не были веселыми, но были жесткими, краткими. Обычно он рассказывал истории о старых мастерах.

Ко Бон Суним не то чтобы пил каждый день. Он не был, что вы называете “зависим” от алкоголя. Просто он любил выпить с друзьями и, как я рассказал, люди давали ему выпивку чтобы получить от него учение, так сказать, чтобы развязать язык. Для него день без выпивки, был день без разговоров. Разумеется, иногда, на специальных мероприятиях и церемониях, он говорил и без алкоголя.

И каждое утро, после подъема, он читал Аватамсака Сутру.

Мой учитель не имел последователей. В наши дни дзэн-мастера хотят иметь много учеников, но мой учитель был свободен от этой страсти. Все, что он хотел ─ ученика с открытыми глазами. Иногда старые монахи Дзэн посещали его для коановых поединков. Он спрашивал их такой коан как, “Что значит ─ три фунта льна?”. Люди отвечали, например, “Небо голубое, деревья зеленые”. Хорошо, это верно, до известной степени, но это не проходило с Ко Боном Сунимом! Однажды, кто-то дал ответ прямо из Записок Синего Утеса “На севере сосны; на юге ─ бамбук”. Точно, как в Записках Синего Утеса!

В этом случае Ко Бон Суним только качал головой: “Не годится!” Старые ученики Дзэн имели много гордости, потому что они сидели в медитации столько долгих лет. “Почему не годится? Почему?!” Они уходили взбешенными, если он не одобрял их.
Когда я был на интервью с Ко Боном Сунимом, после того как я ответил на несколько других коанов, он спросил меня “Мышь есть кошачью еду. Кошачья миска разбита. Что это значит?”

И я думал про себя “Кошачья еда означает Маленькое Я, ОК?” Затем, если Маленькое Я разбито, тогда появляется правильный путь. Итак, что это — правильный путь? Правильный путь ─ “как это”: стена белая, пол коричневый.

Но Ко Бон Суним ответил: “Нет! Нет! Нет!” Все что он сказал, это только “Нет!”
Я просто взбесился. Четыре известных мастера уже дали мне инку, подтвердив мое достижение в практике. Я уже слышал от крупнейших медитационных монахов в стране одобрение моего постижения: “О, ты замечателен! Ты уже достиг просветления и в таком раннем возрасте!” И я был очень горд этим! И теперь, этот монах не принимал мой ответ, ─ я стал очень разгневан! Так же, вмести с этим, я получил большой вопрос, большое сомнение. Это был великий вопрос и великое сомнение, два ума слились в одно: “Ваааааххххх! Почему мой ответ не правилен?!”

В те дни мой учитель пил много и иногда давал очень красочные речи. “Современные практикующие никуда не годны, они просто напросто дерьмо! Никто не практикует с достаточной силой. Много людей сидит Дзэн, но кто понимает правильный путь?!” В хаосе возрождения, после тридцати пяти лет японской оккупации, буддийская монашеская практика стала не такой строгой. Так же, некоторые из старых монахов имели много гордости. Многие другие были привязаны к “пути монаха”. “Я ─ Монах,” — говорили они, — ”а ты просто ученик”. Очень много привязанностей имелось у них, ─ к образу жизни монаха, к сутрам, к форме. Большинство таких монахов высокомерны: они построили свой небольшой домик в собственном уме и остановились там. “Я уже просветлен”, — думают они.

Это то, что Ко Бон Суним имел ввиду, когда говорил, “Теперь практикующие совсем плохи. Что происходит с корейским буддизмом? Где правильное буддийское учение теперь?!” Однако, монахи шли к нему, чтобы проверить свое постижение, он видел их насквозь и только отрезал, отрезал, отрезал. Он был очень жесток со всеми и стал хорошо известен в этом отношении. И, конечно, он не давал никому инки. Много монахов думало, — “Должно быть, он просто сумасшедший!”

Но, тогда почему все эти бывалые практики боялись его? Если другой дзэн-мастер приходил к нему, у него не хватало смелости даже открыть рот сидя перед ним! А кто и делал это — БУМ! — Ко Бон Суним разил его наповал. Он был абсолютно безжалостным. Они не могли атаковать его. Даже ведущие дзэн-мастера боялись его. Тогда люди смотрели на это и говорили: “Хм, может быть, после всего этого, он не такой сумасшедший, как кажется”.

Но он никогда никому не давал инку.

Когда я пришел на интервью с ним, я ничего не знал о мире адептов Дзэн. Это было как маленький пес, который не боится льва. Щенок просто не знает, что лев сильный и жестокий, он не знает ничего! Он будет лаять, лаять и лаять, даже пытаться напасть на льва! Старые собаки понимают льва, у них нет вариантов даже попытаться сделать что-то: они просто сразу бегут. Но маленький пес, потому что он ничего не знает, может быть настолько глуп, чтобы бросить вызов льву.

Я был как маленький пес, очень молодым монахом! Не знал, что этот старый монах настолько велик, силен, знаменит и безжалостен. Я думал, что это такой же дзэн-мастер как и остальные. Маленький пес не боялся лаять на льва и лев только смеялся.

Итак, Ко Бон Суним отверг мой ответ. Он сказал, “Нет!” И я помню мысль, — “Почему нет?” Потом была тишина, может быть в течении пятидесяти минут. Затем мой ум взорвался и я ответил ему. Я помню как слезы потекли по его лицу ─ он был счастлив! Мы называем это Дхарма-счастье. Это настоящее счастье. Вы знаете, мой учитель был уже стар в то время, и не имел учеников. “Может быть я умру скоро и не сделаю никому передачу Дхармы”. Он был не очень радостен по этому поводу. И, неожиданно, он встретил молодого человека, мальчика, на самом деле, всего лишь двадцати двух лет, который ответил на его последний коан. Стало возможным дать инку одному человеку и завершить работу его жизни. Ко Бон Суним был очень, очень счастлив!”